Проект

Ирина Николаевна Юдина


Издательский проект

Банковская система в развивающихся экономиках: становление, развитие, кризисы (подготовка монографии)

Проект осуществлен при финансовой поддержке Фонда «Научный потенциал». 2011-2012 гг.

Публикация монографии
Юдина И.Н. Банковская система в развивающихся экономиках. Опыт становления, развития и кризисов: Монография. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 351 с.

Тема исследования – показать эволюционный путь становления банковских систем в странах с развивающимися рынками, в т.ч. в тех переходных (бывших социалистических) экономиках, которые в 1990-е гг. активно проводили рыночные реформы и приступили к созданию банковских систем рыночного типа. Мы исследуем путь развития финансовых систем, которым шли развивающиеся страны, активно интегрирующиеся на мировые рынки капитала. По классификации МВФ эти страны относятся к группе стран с формирующимися рынками, которые сделали опору на открытие своих рынков, привлечение иностранного капитала и экспорт своих товаров в качестве драйвера экономического роста. Развитие банковских систем в этих экономиках происходило при активном патронаже государства с опорой либо на государственный капитал, либо на частный, в т.ч. путем привлечения иностранного капитала. Причем, реформирование финансового сектора шло с опорой на развитие банковской системы как ядра всей финансовой системы. Процесс развития банковского сектора сопровождался не только экстенсивным ростом количества банков, но и качественными изменениями: рост капитализации банковского сектора, расширение спектра банковских услуг, рост эффективности банковского бизнеса, повышение доступности банковского кредитования для бизнеса и населения. Но качественные изменения банковского сектора происходили не эволюционным путем, а через череду системных банковских кризисов, после которых в банковской системе происходили существенные структурные изменения.
В работе предлагается обсудить следующий ряд методологических и практических вопросов. В частности, взаимосвязь уровня развития банковской (финансовой системы) и уровня экономического развития. Считается, что финансовое развитие лежало в основе промышленной революции в развитых странах, а сам уровень экономического развития влияет на зрелость финансовой системы. В тех странах, в которых сформирована хорошо капитализированная банковская система с опорой на частный капитал и развиты финансовые рынки, имеют больше возможностей поддерживать устойчивый экономический рост. Это достигается путем повышения эффективности банков и рынков капитала через выполнение ими своих основных функций: трансформации сбережений в кредиты (функция трансформации) и улучшение распределения ресурсов (функция аллокации). Хорошо функционирующая банковская система вкупе с ликвидным фондовым рынком улучшает доступ национальных компаний к внешним источникам финансирования через размещение ценных бумаг, в т.ч. среди зарубежных инвесторов. Диверсификация источников внешнего финансирования для частного бизнеса в целом способствует большей финансовой стабильности и поддержанию устойчивого роста.
В некоторых исследованиях делается вывод, что финансирование с опорой на банки, а не на рынки, более эффективно, особенно в неразвитых рыночных экономиках (с недоразвитой финансовой системой) с недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и финансовыми инструментами. Банки снижают транзакционные издержки кредитования, решают информационные проблемы, неизбежные на рынках (проблемы информационной асимметрии) и налаживают длительные деловые связи с бизнесом. Банковский бизнес меньше подвержен паническим настроениям, в отличие от финансовых рынков, учитывая существующие уже во многих странах с формирующимися рынками (СФР) государственные системы страхования вкладов.
Банки должны эффективно решать проблемы с ликвидностью на микроуровне, при условии, что сами они остаются достаточно ликвидными не только в хорошие, но и плохие времена. Они берут на себя часть рисков, предоставляя инвестиции в новые технологические проекты. Иногда эти риски являются оправданными с точки зрения и будущей доходности, и расширения успешного бизнеса.
Еще одна проблема касается собственно эффективности функционирования самой банковской системы. Здесь основной акцент в анализе будет сделан на такие факторы эффективности банковского бизнеса, как размер капитала (проблема капитализации банковского сектора). Считается, что чем крупнее банки, тем больше объем кредитов они могут предоставить частному бизнесу и населению. Это способствует повышению уровня финансового развития страны. Также, проблема эффективности связана со структурой самого сектора: какова должна быть роль государства как собственника в капитале банка, а также, какую роль играют иностранные банки и развитие конкуренции в повышении эффективности банковской системы.
Считается, что банки, находящиеся в государственной собственности, – менее эффективные в кредитовании и распределении капитала, что в свою очередь, сдерживает процесс развития финансового посредничества (т.н. «интермедиации» от англ.: intermediation). Негативный эффект государственной собственности проявляется на развивающихся рынках более сильно, чем в развитых странах, поскольку у последних больше противовесов злоупотреблений государства как неэффективного менеджера. Госсобственность в банках позволяет официальным лицам использовать банки для реализации своих интересов и предоставляет кредит своим сторонникам. Очевидно, что государственные банкиры сталкиваются с политическими конфликтами и результат – плохое функционирование. В работе должное внимание будет уделено процессам приватизации в банковской сфере и их последствиям с точки зрения эффективности и конкуренции.
Доминирование иностранных банков в национальных банковских системах многих СФР стало практически распространенным явлением. И это ставит ряд вопросов, которые требуют исследования:
o Что привлекает иностранные банки в национальной экономике (каковы силы притяжения)?
o Как их присутствие влияет на развитие кредитования местных заемщиков?
o Способствует ли присутствие иностранных банков стабилизации или дестабилизации банковской системы? Может ли их присутствие привести к росту системного риска?
Эффективность банковской системы также определяется уровнем концентрации, которая измеряется долей активов (депозитов), приходящиеся на первые три крупнейшие банки страны. Считается, что более концентрированные банковские системы обычно менее подвержены системным банковским кризисам. Концентрированная система может быть конкурентной, если она обеспечивает потенциал для входа и выхода и рыночной дисциплины.
В первой главе также будет представлена классификация стран СФР согласно индексу финансового развития (данные Мирового Банка), с выделением компоненты уровня развития банковского сектора и степени финансовой стабильности, т.е. подверженности этих экономик различного рода финансовым кризисам.
Вторая глава исследования будет посвящена проблеме системных банковских кризисов, происходящих особенно часто в странах с неразвитой финансовой системой. Этим кризисам посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, особенно после пика этих кризисов в странах СФР, начиная с середины 1990-х гг. В нашем исследовании предполагается провести краткий обзор эмпирических исследований этих кризисов с выделением факторов макроэкономических, банковских и политических, влияющих на стабильность функционирования банков. Приводится также (до 2008г.) наиболее полная база данных по банковским, в т.ч. «сложным» финансовым кризисам, которые носят название «двойных» или «тройных», т.е. происходят одновременно валютные, кредитные и долговые кризисы.
Примечательно, что эта волна кризисов совпала по времени с интенсификацией процесса финансовой глобализации с середины 1990-х гг. и эти кризисы были обусловлены как особенностями сформировавшейся финансовой системы в странах СФР на тот момент, так и политикой поспешной финансовой либерализации вкупе со слабым банковским пруденциальным надзором и полным отсутствием политики управления финансовыми рисками как в корпоративном секторе, так и на макроуровне (состояние бюджета внешней задолженности, валютных резервов, ПБ и пр.). Финансовая, в т.ч., банковская, система стран с формирующимися рынками остаются очень уязвимыми к внешним шокам и первыми принимают на себя удар, идущим извне. Но и сами они остаются весьма хрупкими, вследствие принятия неоправданных финансовых рисков при благоприятных внешних условиях.
Например, в условиях гиперинфляции, банки зарабатывают на спекулятивных доходах и не выполняют своих традиционных функций. Высокая доходность на финансовых рынках притягивает средства из реального сектора экономики и банковского сектора, подпитывая различные финансовые пузыри, которые неоднократно наблюдались в этих странах на протяжении 1990-х и 2000-х гг. Запускается в действие финансовый акселератор в качестве усилителя финансовой уязвимости и нестабильности на макроэкономическом уровне. Перегретые финансовые рынки приводят к росту банковского кредитования, притягивают иностранный капитал, а сдувание пузыря приводит к обратному эффекту – сжатию кредита и оттоку средств, обнажая уязвимые места не только в банках, но и во всей экономике. Выявлением этих уязвимых мест (по балансу банков) и факторов на макроуровне (состояние ПБ, бюджета правительства пр.), негативно влияющим на состояние банковской системы в СФР и будет посвящена большая часть анализа во второй главе.
Будут исследованы такие явления, как кредитные бумы, финансовые пузыри, высокий уровень левереджа на уровне всей экономики, притоки спекулятивного капитала и их резкие реверсии (англ. «sudden stop»). Исследуется также неоднозначное влияние финансовой либерализации на развитие банковской системы. Недокапитализированная банковская система не может развиваться без иностранного капитала (в основном, заемных средств), к которому национальные банки получают практически неограниченный доступ. Но именно этот же фактор играет роль «троянского коня», запуская вирус финансовой инфекции при ухудшении внешнеэкономический условий. Большинство финансовых кризисов последнего времени носят инфекционный характер.
И, наконец, третья глава представляет большой практический и даже политический интерес, поскольку в ней будет представлены обзоры опыта различных стран (прежде всего развивающихся), в которых правительства в разное время, на разных исторических этапах в ходе поведения рыночных реформ допустили ряд ошибок в проведении политики денежной стабилизации и финансовой либерализации, закончившиеся финансовыми кризисами. Оказывается, что не только жесткая, но и излишне мягкая кредитно-денежная политика ответственна за происхождение финансовых кризисов. Наша задача показать, как политика денежной стабилизации путем фиксации валютного курса пагубно влияет на всю финансовую систему, и особенно банковскую. Во-вторых, в период поспешной финансовой либерализации и неконтролируемого притока капитала в экономике возникают различные диспропорции, прежде всего между раздутым финансовым (банковским сектором) с учетом его институциональной слабости и реальным сектором, который также сворачивает реальные инвестиции и переводит часть финансовых потоков на фондовые рынки. В экономике возникают серьезные диспропорции, ведущие к росту системных рисков, которые реализуются в виде масштабных финансовых кризисов.
Нас интересует еще один вопрос: почему одни страны могут успешно противостоят внешним шокам, а другие испытывают серьезные рецессии (вроде экономики России в 2008-2009 гг.)? Является ли причиной её недоразвитая финансовая, в т.ч. банковская, система. Это и предстоит исследовать в третьей главе.
Как правило, внутренние факторы уязвимости лежат на стороне политики денежных властей. Если правительство и центральный банк неуспешны в поддержании финансовой дисциплины или сдерживании инфляции, а в качестве основного инструмента для поддержания экономического роста используется манипуляция валютным курсом, то это рикошетом бьет по её финансовой системе и впоследствии может привести к финансовому кризису. Приведем пример таких стран, как азиатские экономики, латиноамериканские, некоторые страны СНГ. Каждая из них имеет ряд общих черт – то, что они достаточно открыты во внешней торговли и к потокам капитала, но каждая из них различается по степени развития их внутренних финансовых систем и особенностями проведения их финансовой, в т.ч., кредитно-денежной политики. Те страны, которые могут проводить более автономную денежно-кредитную политику, эффективно управляют своим внешним долгом, потоками капитала, имеют более развитую институциональную структуру финансовых рынков более резистентны (resistance), т.е., устойчивы к внешним ударам.
Поскольку стабильность банковской системы обеспечивает быстрое посткризисное восстановление экономики, поэтому именно мощная финансовая поддержка банковского сектора стоит во главу угла антикризисной программы правительств во всех экономиках, испытавших на себе удар финансовых кризисов. В третьей главе буде рассмотрены особенности восстановления или реогрганизации банковского сектора на опыте различных стран СФР. Стратегия реструктуризации предусматривает способы укрепления жизнеспособных банков, улучшение операционной среды для всех банков и решение проблемы «плохих» долгов. Этот процесс может продолжаться ни один год, часто требует введение новых законов и институтов или пересмотра старых; разработку стратегии ликвидации, слияния, продажи или рекапитализации банков. В решении проблемы плохих активов рассматривается роль государства и акционеров банка, попавшего в трудное финансовое положение.
Будут также рассмотрены вызовы в кредитно-денежной политике, стоящие перед развивающимися странами, роль центрального банка, его статуса в деле проведения эффективной монетарной политики и достижения финансовой стабильности. Страны с формирующимися рынками активно интегрируются в мировую финансовую систему, при этом, их валюты остаются частично конвертируемые, а инфляция на порядок превышает уровень, существующий в развитых экономиках. Это делает их особо уязвимыми к различным внешним шокам. В работе рассматриваются, какой должна быть монетарная политика в этих странах, чтобы она позволила обеспечить долгосрочную финансовую стабильность.
 


Назад И.Н.Юдина Вверх Далее