Статья

Ирина Николаевна Юдина


Юдина И.Н.
Изменения в глобальном финансовом окружении и вызов для внутренней политики [*]

Построение новой финансовой архитектуры стало сейчас даже более  настоятельным, когда рецессия охватила четверть мировой экономики. При чрезмерной нестабильности финансовых рынков, когда подъемы и падения на них стали частыми и не поддающимися никакому контролю, это начинает угрожать экономике любой страны. Какие шаги предполагается предпринять на национальном и глобальном уровнях, чтобы предотвратить или минимизировать потери в результате финансовых шоков? Различные предложения по реформам сейчас обсуждаются  официальными форумами, включая недавно созданный Форум по финансовой стабильности[1]. Ключевой вызов для частных финансовых институтов и для общественной политики - поддерживать те аспекты современных финансов, которые увеличивают эффективность, и сокращать тенденцию к различным финансовым эксцессам и опасную рыночную динамику.

Значительная асимметрия в величине между некоторыми международными инвесторами и рынками, на которых они действуют,  представляет трудную политическую дилемму для многих стран. Огромные колебания потоков капитала между продвинутыми и зарождающимися рынками в значительной мере  управляются  автономно, в зависимости от изменений  настроений в продвинутых странах, что и влияет на изменчивость валют в странах-реципиентах и их фондовых рынков[2]. Волны в притоках капитала представляют специфические проблемы, когда международные инвесторы порождают «стадное» поведение  и притоки капитала могут быстро и легко обратиться вспять . Тогда возникают проблемы системного риска, касающиеся структуры и действия международных рынков капитала. Они могут быть преодолены через усилия международного сообщества и национальных  правил по улучшению прозрачности, с тем чтобы  уменьшить роль «стадности». Так, предполагается улучшить методологию Базельского Банка по расчету весов для оценки рисков[3]; укрепить финансовые системы и инфраструктуры в странах-импортерах капитала.

Рекомендации для выполнения на национальном уровне:

Реализация политики гибких валютных курсов;

Отказ от валютной политики, которая привлекает портфельные и краткосрочные инвестиции;

Введение жесткого регулирования и адекватного наблюдения за банковской деятельностью и другими финансовыми учреждениями, которые должны сопровождаться мерами по закрытию  или реструктуризации банков-банкротов, страхованию банковских депозитов и предотвращению паники;

Улучшение системы финансовой информации, введение международных стандартов учета и отчетности, предоставление достоверной информации о величине официальных резервов с указанием краткосрочного государственного долга; и оценке внешнего долга частного сектора;

Соблюдение принципа  согласованности темпа либерализации движения капитала с  прогрессом, достигнутым в области внутреннего регулирования финансовой сферы.

 Восстановление  финансового сектора, политическая стабильность, проведение сбалансированной экономической политики имеют очень важное значение для улучшения ситуации на рынке капитала.

Роль МВФ в регулировании сделок с капиталом будет возрастать. Для усиления собственных функций МВФ намерен обязать страны-члены регулярно публиковать полные экономические данные, обеспечивая таким образом транспарентность их экономической политики; побуждая инвесторов правильно оценивать экономическую ситуацию, чтобы минимизировать риски. Для решения поставленных проблем был учрежден специальный Стандарт распространения данных (SpecialDateDisseminationStandard) для стран-членов, ищущих доступ к международным рынкам капитала. 40 стран уже приняли этот Стандарт и выполняют специальные правила распространения экономических и финансовых данных.

Проблема системного риска и механизм его уменьшения

Трансформация современной финансовой системы  изменяет природу системного риска. Как заметил недавно бывший президент немецкого Бундесбанка Титмайер, «…системный риск не есть данная величина. В большей степени он является эндогенной переменной, которое зависит от структуры финансового рынка, институциональной основы наблюдения на национальном и международном уровнях, и от решений, принимаемых политическими и денежными властями[4].

Фундаментальный интерес состоит в том, что частные инициативы не являются достаточно сильными, чтобы предотвращать эксцессы и что существующая линия защиты в настоящее время неадекватно преодолевает некоторые аспекты  трансформированного, более рыночно-ориентированного системного риска. Желательный подход должен рассматривать реформирование существующих частного и общественного механизмов (включая механизмы предотвращения и управления кризисом), которые учитывают все эти развивающиеся элементы международной финансовой системы. В дополнении к реформированию частных систем управления риском, управляющие финансами из «Группы 10» также должны рассматривать реформирование систем управления системным риском (учитывая развивающуюся природу системного риска). Это потребует более глобального подхода и при принятии политических решений,  и при реформировании международной финансовой архитектуры.

Пруденциальный надзор и другие элементы официального участия составляют превентивный и корректирующий механизмы, которые —как и рыночная дисциплина—обеспечивают некоторую степень гарантирования и стабильности национальных финансовых систем  и, более широко, международной финансовой системы. Это предполагает, что степень официальной вовлеченности останется внутри приемлемых границ и не будет влиять на участников рынка, когда они раздумывают о принятии чрезмерного риска, не неся ответственности в случае плохих результатов. Участие официальных лиц  должно происходить только в тех пределах,  в которых они поощряют принимать нормальный и благоразумный риск.

Вызов для банковского наблюдения и финансовых полисмейкеров в том, чтобы балансировать усилия по управлению системным риском с усилиями, чтобы гарантировать рыночным участникам—особенно системообразующих—нести издержки  принятия неблагоразумного риска и, соответственно, применять правильные стимулы для избежания этого. Официальное наблюдение и надзор должны быть  ответственны, и может быть в некоторых случаях оказывать поддержку, чтобы способствовать рыночной  дисциплине.

Так как национальная денежная политика  воздействует на глобальный пул ликвидности, она может временами поддерживать, если не поощрять, наращивание левереджа и занятие позиции на международных рынках за пределами разумного уровня. Аналитическая и политическая основы для проведения денежной и фискальной политики в основных странах вряд ли содействуют растущему дисбалансу такого рода. Таким образом,  существует разрыв в возможности  контролировать международное денежное и финансовое развитие: с одной стороны, между денежной и финансовой стабильностью, и с другой стороны, между достижением внутренней и международной стабильностью. Эти проблемы должны рассматриваться национальными денежными властями и супервайзерами и международными органами, состоящими  из национальных властей, которые регулярно решают соответствующие вопросы на международных встречах и форумах.

Настоящие предложения по реформам подчеркивают улучшение прозрачности и управления частным риском с целью расширения рыночной дисциплины. Высокий левередж и концентрация риска могут породить потенциальные системные проблемы , т.к. коррекция рыночных механизмов очевидно недостаточно ограничивает растущие дисбалансы внутри финансовых институтов и на финансовых рынках. В конечном счете, уязвимости становятся достаточно большими, чтобы они могли сдерживаться.

Это, однако, только одна часть решения. Чтобы  знать, какая информация необходима, требуется  аналитической основа, способная осмыслить, оценить и контролировать современные финансы. И власти могут этому содействовать, чтобы отслеживать степень левереджа финансовых систем, регулярно преследуя цель достижения денежной и финансовой стабильности и путем пруденциального надзора и наблюдения за рынком. Точно так же как институтам, супервайзерам также нужны технические инструменты и более всесторонняя информация, не обязательно для оценивания отдельных институтов. Никто не обладает всесторонней картиной, как создаются позиции на рынках производных или по кредиту, с помощью которого наращивается левередж. Наблюдение за национальными рынками, которое основывается не только на данных по ценам, также должно быть расширено, чтобы лучше осмыслить растущую уязвимость;  данные по трансакциям или спросу и предложению также будут полезны.

Еще один довод в пользу того, чтобы  больше полагаться на наблюдение и регулирование, тот, что действующие глобально огромные финансовые институты  способны  обходить регулирование из-за разрыва между  наборами информации у супервайзеров и самих институтов. К  тому же, существует элемент динамичного соревнования—гонка—между регулирующими и регулируемыми субъектами. Комбинация технологических достижений и частных инициатив порождает высокий динамизм  частной финансовой практики, а существующей основе регулирования и надзора трудно за этим угнаться.  Аналогично, из-за разницы в ресурсах и инициативах, возможность частного сектора получать выгоды от технологических достижений может превышать возможность официальных органов понять, как эти технологии могут быть применимы к измерению и управлению системным риском.  Как заметил в прошлом один высший управляющий, отношения между супервайзерами и финансовыми институтами подобны «сыщику, гоняющемуся за борзыми»: регуляторы не могут поддерживать темп международных финансовых институтов и пропасть между ними может расшириться.

Проблема морального риска

Существование сети финансовых гарантий (для депозитариев, финансовых институтов, рынков) предполагает, что когда рыночная дисциплина недостаточна, чтобы предотвратить системные проблемы, официальные лица должны подключиться путем контроля и наблюдения за рынком, и иногда путем более прямых мер поддержки. Финансовая стабильность (например, официальных систем платежей)— это общественное благо, которое может находиться под неблагоприятным воздействием совокупности частных действий. Без какой-либо степени официальной включенности для защиты против системного риска, частные рыночные субъекты могли бы коллективно испытывать недостаток готовности или способности принимать оптимальные уровни финансовых рисков, и они должны, т.о., вовлекаться в субоптимальные уровни финансового посредничества. Именно это случилось на пике рыночного беспорядка осенью 1998 г., когда опасение частных потерь нарушило нормальное функционирование финансовых рынков до такой степени, что возникли систематические проблемы. Это одна из причин, почему ФРС США и другие центробанки вмешивались, чтобы сократить издержки риска ликвидности .

Установление баланса между рыночной дисциплиной и официальным вмешательством содержит трудный выбор между различными целями. С одной стороны, сеть финансовой защиты значительно уменьшила потери и разрушения, связанные с финансовыми кризисами. С другой стороны, сама эта сеть защиты может способствовать чрезвычайно рискованному поведению и может включать потенциально высокие издержки для налогоплательщиков. Банковский надзор, официальное рыночное наблюдение, и управление системным риском есть инструменты для мониторинга. Финансовые уязвимости, которые становятся очевидны только  когда беспорядки уже происходят, еще раз убеждают, что и этого всего недостаточно для современной финансовой системы. В конечном счете, страхование со стороны общественного сектора может создать моральный риск. (когда  государство  прямо или косвенно через рынок вмешивается, чтобы спасти институты).  Возможность, чтобы его ограничить — это преодолеть убеждения, что вмешательство есть правило, а банкротства- исключения, например, постепенно, но преднамеренно сокращая размер и масштаб такой защиты. Власти Великобритании может быть не имели этого ввиду, когда Бэрингз потерпел банкротство, но нет никакого сомнения, что это имело отрезвляющее воздействие на британские финансовые институты. Частный сектор должен быть больше вовлечен в предотвращении системных проблем,  не только через улучшение управления частным риском, чтобы защитить самих себя, но также путем  более значительного  понимания, что их действия имеют системные последствия  и на них воздействую системные проблемы, которые создают другие. Учитывая, что масштаб официальных финансовых систем защиты не сократится быстро и полностью, способность осуществлять мониторинг, наблюдение и надзор остаются решающими.



[*] Юдина И.Н. Изменения в глобальном финансовом окружении и вызов для внутренней политики // Известия Алтайского филиала ВЗФЭИ. Барнаул: Изд-во "Азбука", 2001.

Примечания

[1]Под эгидой Института международных финансов (IIF) была разработана концепция постоянного форума-диалога между странами-должниками и частными кредиторами. Еще один форум был создан в октябре 1998 г. государствами «Большой семерки», так называемый «Форум Титмайера»,  по имени тогдашнего президента Федерального банка Германии Ганса Титмайера.
[2] Будет ли открытие счетов капитала подвергать маленькую страну большей или меньшей изменчивости цен на активы зависит от того, каким является шок по происхождению: внутренним или внешним. Если внутренние шоки доминируют, общая изменчивость может быть уменьшена. .
[3] В начале июня 1999 г. был представлен проект реформы базельских предписаний по собственному капиталу, который предусматривает более широкую классификацию групп риска, в частности, благодаря учету внешних и внутренних рейтингов при определении риска, с тем чтобы избежать конкурентных искажений.
[4] См.: Из выступления Ганса  Титмайера на конференции  Центра финансовых исследований по «системному риску и заимодавца в последней инстанции», Frankfurt, June.1999.

Назад И.Н.Юдина Вверх Далее

Hosted by uCoz